Про автотрансформаторы, армию и Байконур
Служить в армии мне выпало на космодроме Байконур, в роте охраны. Охраняли мы шахтные пусковые установки ракет (шпу) - это такие мелкие площадки с караулкой, шахтой и парочкой подземных сооружений для обслуживания шахт, или что там ещё делали - но мне об этом не докладывали, ибо для допуска мордой не дорос ))). На площадке имелся здоровенный автотрансформатор, который питал и шахту, и караульное помещение (карпом), и все подземные казематы.
Что-то там под землёй видимо происходило, поскольку время от времени эта автоскотина вырубалась от перегрузки. Не то, чтобы часто, но раз в два-три месяца обязательно. И что самое обидное - включить-то его можно было только в подземном сооружении, но у нас-то допуска туда не было! Поэтому мы звонили на Большую землю; оттуда приезжали дежурные электрики во главе с майором-вездеходчиком у которого был допуск ко всем площадкам и сооружениям нашей части, что-то там под землёй делали, после чего включали свет и сваливали обратно по своим секретно-электрическим делам.
И вот как-то раз на площадке опять вырубился свет. Причём поздним вечером, часов в 11. Звоним, просим прислать электриков.
- А электрики уже домой уехали, будут только завтра после 9-00, - бодро ответили нам.
- И что нам делать? - офигели мы от перспективы провести ночь без света, тепла и ночного чая с конфеткой, поскольку плитка в карпоме тоже была электрической.
- Служить бодро, ни на что не отвлекаясь, - большеземельцы напомнили нам строчку из устава караульной службы и отключились.
Высказав в отключенный селектор всё, что мы думаем об электриках, электричестве и армии в целом, мы сели думать - как нам ночь провести. Если с охраной площадки проблем не было - аккумуляторы вполне хорошо питали систему охраны, то перспектива провести ночь в остывающем карпоме, поскольку обогрева использовались калориферы, не особо радовала. А особенно мы "обрадовались", когда узнали ,что все дежурные керосиновые лампы совершенно пустые - тот, кто решит пройтись по подземелью без фонарика, нас очень хорошо поймёт.
И тут Лёха, один из наших караульных, вспомнил про автотрансформатор.
- Так там же масло есть! - заорал он радостно. - Давайте маслом керосинки заправим, оно всяко гореть будет.
Мы быстренько заправили маслом все керосиновые лампы - масло действительно хорошо горело, хоть и немного, как нам сначала показалось, коптило. Жизнь при свете показалась нам гораздо веселее: на костре из найденных палок и кустов перекати-поля был приготовлен вполне сносный, хоть и подгоревший, ужин, а два часа до своей смены можно и в шинели поспать - зато меньше сборов на пост )))
Утром приехали электрики, включили свет и мы смогли оценить последствия использования трансформаторного масла: свисающая с потолка чёрная паутина в клочьях сажи удачно дополняла почерневший от копоти потолок, превращая караульное помещение в неплохую декорацию к фильму ужасов. Цвет наших лиц по черноте мог легко спорить с цветом жителей далёкой Африки или с лицами шахтёров после смены в угольной шахте. Копоть и сажа была везде: она свисала с потолка, тонким слоем покрыла все горизонтальные поверхности от стола до шкафа и даже плавала в умывальнике.
Неожиданно приехал дежурный по караулам, видимо решил проверить, как мы несли службу в суровых условиях отсутствия электричества. Осмотрев наши закопчённые рожи и не менее закопчённое караульное помещение, он изрёк:
- Вы смотрели фильм Вий? О-О-О-Очень похоже!
После чего заставил отмывать весь карпом, но это уже совсем другая история.
моё селфи на фоне подземного караульного помещения )))
З.Ы. Поскольку со времён моей службы прошло почти 40 лет, то всех тех реалий, которые я описываю, давно уже нет. На Байконуре не осталось ни одной шахты, а моя часть давно уже расформирована.